Необычная книга о непростой любви.
Новая книга Владимира Козлова “Lithium”.
Вряд ли у кого название книги вызовет ассоциацию с химическим элементом. Поклонники группы Nirvana сразу узнают пятую песню с альбома Novermind. Но это не роман о группе, а скорее об эпохе, символом которой она является. Действие происходит не в Сиэтле, родине гранжа, а в Санкт-Петербурге и Москве. Хроника событий обозначена точно и вписана в промежуток с марта 1995 по октябрь 1996 года. Год и восемь месяцев жизни героев, в которые укладываются надежда, крушение мечты и любви.
Дорога разочарований на фоне хаотично бурлящей постперестроечной России. Влад – музыкант, играющий в группе Lithium, которой пророчат славу российской «Нирваны», Ольга – его девушка, с ней он знакомится на собственном концерте при довольно драматичных обстоятельствах. Они ввязываются в криминальную историю, из-за чего вынуждены убежать из мечтательного Петербурга в Москву, не верящую слезам. Там между героями растет трещина разногласий, которая в итоге и приведет к трагическому исходу.
Краткий пересказ сюжета вряд ли дает хоть какое–то представление о романе, главное богатство которого – фактура, детальное воссоздание 90-х, в первую очередь, неформальной жизни. Рок-клубы, анархистские сквоты, магазины с рок-атрибутикой, эзотерические поиски, и другие варианты консолидации пытливой и неравнодушной молодежи, предоставленной самой себе.
Неизменные реалии неприютной России тех времен: гопники, братки и их разборки, рэкетиры, наркоманские притоны, бомжи, зарождение уродливого российского шоу-бизнеса, заказные убийства и кабаки.
Читатель, интересующийся андеграундом тех лет, увидит в героях черты и Эдуарда Старкова из группы «Химера», и Севу Гаккеля, музыканта «Аквариума», основавшего клуб «Там - Там», и Бориса Усова, лидера группы «Соломенные еноты». Другое дело, что все совпадения носят условный характер, это подмигивание продвинутому читателю, а не попытка написания документального романа.
Что касается формы, то и здесь писатель остается верен своему стилю, относящемуся к направлению «грубый реализм»: предельно сжатый, максимум действия, минимум описаний (ровно столько, сколько нужно), скупые мазки, изобилие диалогов, преимущественно жестких, без сантиментов и лирических отступлений.
В прологе повествование ведется от третьего лица. Остальные части - от первого, в каждой из них чередуется «мужская» глава, где говорится от лица Влада, с «женской» - от лица Оли. За счет этого читатель получает видение истории с двух точек зрения – мужской и женской, прагматичной и мечтательной, витающей в облаках и трезвой.
Трагизм достигается за счет невозможности не только диалектического слияния двух начал, но и компромисса между ними. В каком-то смысле можно сказать, что композиционное построение частей похоже на структуру песни в стиле гранж: чередование плавной мелодичной части с бурной неистовой. За счёт этого контраста и достигается особый драйв.
Роман Lithium обладает стройной композицией, где легко нащупываются завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка.
Книга может отпугнуть «неизящным» стилем, но лишь для того, кто не читал другие книги Владимира Козлова, а также Лимонова, Буковски, Уэлша, Селина и других писателей этого ряда. Это касается и музыкального контекста – андеграунд 90-х, а также субкультурные метаморфозы эпохи представляют интерес для довольно узкого круга, который ширится благодаря Интернету.
В первую очередь это история трагической любви. А гранж, эпоха и революция – потом.
По страницам «Учительской газеты»