4 декабря 2018 года на церемонии в Доме Пашкова члены Литературной академии назвали имена лауреатов Национальной премии «Большая книга».
Первая премия присуждена Марии Степановой за произведение «ПАМЯТИ ПАМЯТИ. РОМАНС»
Мария Степанова автор нескольких книг стихов. Одна из авторов идеи и текстов проекта «Страсти по Матфею-2000». Публиковалась в журналах «Знамя», «Новое литературное обозрение», «©оюз Писателей», «Зеркало», «Критическая Масса», альманахах «Вавилон», «Улов», Urbi, сетевом журнале TextOnly. Стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского (2010). Лауреат премий журнала «Знамя, премии имени Пастернака (2005, номинация «Артист в силе»), премии Андрея Белого (2005), премии Фонда Хуберта Бурды лучшему молодому лирику Восточной Европы (Германия, 2006), премии «Московский счёт» (Специальная премия, 2006; Большая премия, 2009; Специальная премия, 2018), премии Lerici Pea Mosca (Италия — Россия, 2011), премии Anthologia (2012), специального приза «Выбор читателей» премии «Ясная Поляна» (2018) и Национальной литературной премии «Большая книга» (2018) за книгу «Памяти памяти».
Новая книга Марии Степановой «Памяти памяти. Романс» – попытка написать историю собственной семьи, мгновенно приходящая к вопросу о самой возможности сохранять память о прошлом, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека. Люди и их следы исчезают, вещи лишаются своего предназначения, а свидетельства говорят на мертвых языках – описывая и отбрасывая различных посредников между собой и большой историей, автор «Памяти памяти» остается и оставляет нас один на один с нашим прошлым.
Вторая премия присуждена Александру Архангельскому за роман «БЮРО ПРОВЕРКИ».
Александр Архангельский - прозаик, телеведущий, публицист. Автор книг «Музей революции», «Цена отсечения», «1962. Послание к Тимофею» и др. В его прозе история отдельных героев всегда разворачивается на фоне знакомых примет времени - будь то прошлое или политические игры современности.
Новый роман «Бюро проверки» - это и детектив, и история взросления, и портрет эпохи, и завязка сегодняшних противоречий. 1980 год. Загадочная телеграмма заставляет аспиранта Алексея Ноговицына вернуться из стройотряда. Действие романа занимает всего девять дней, и в этот короткий отрезок умещается всё: история любви с умной и жесткой девушкой Мусей, религиозные метания, просмотры запрещенных фильмов и допросы в КГБ. Все, что происходит с героем - не случайно. Кто-то проверяет его на прочность. А фоном служит - нарядная и душная олимпийская Москва, квартиры, улицы, электрички, аудитории МГУ, прощание с Высоцким, Лужники.
Третья премия присуждена Дмитрию Быкову за роман «ИЮНЬ»
Каждый новый роман Дмитрия Быкова – литературное событие, эксперимент, творческий опыт над текстом, сюжетом, самим собой и читателем. И это эксперимент втройне. Три, казалось бы, самостоятельные истории, три разных жанра, объединенные временем – конец тридцатых годов прошлого столетия. Это и трагикомедия, в которую попадает поэт, студент Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). И драма советского журналиста: любовь и измена, эмиграция и донос, арест и предательство. И гротескная, конспирологическая сказка о безумном ученом, раскрывшем механизмы управления миром с помощью языка и текста. Все три истории пронизаны тревожной атмосферой надвигающейся войны. В тщательно структурированном романе «Июнь», где три разноплановых рассказа с трех сторон бешено, рвутся к единому финалу, – в центре остается судьба человека и его столкновение с эпохой. Эпохой, когда одни жизни ломались на партсобраниях и в лагерях, а другие – от всепоглощающего страха. Реальность этих сломленных жизней ярче и гуще чувствуется, когда понимаешь, что Быков выдумал их только «наполовину», ведь у каждого героя есть прототипы, пусть достаточно условные.