Писатель Евгений Водолазкин - лауреат престижных литературных премий «Большая книга» и «Ясная поляна». Его романы «Лавр» и «Авиатор» удостоились этой награды. Автор представил новую книгу «Брисбен», вышедшую в «Редакции Елены Шубиной».
Е. Водолазкин рассказал, почему книга называется именно так. Сюжет является продолжением истории персонажей бестселлеров «Лавра» и «Авиатора».
В центре романа - гитарист-виртуоз Глеб Яновский. Он знаменит, его приглашают выступать в Карнеги-холл, его имя называют в одном ряду с Миком Джаггером и Полом Маккартни. Но на пике славы его ждет катастрофа: болезнь лишает его возможности выступать. Как жить дальше, если его зрением, слухом, осязанием всегда была музыка?
Тут мы подходим к одной из важнейших черт нового романа Евгения Водолазкина - его личному, интимному и прежде не знакомому читателю звучанию.
1964 год, Киев - время и место рождения Глеба Яновского. И… Евгения Водолазкина, который по странному совпадению также окончил школу с углубленным изучением украинского языка и впоследствии уехал в Петербург. Будучи книгой личной, «Брисбен» - автобиографическим романом не является. Как отмечает сам автор, ассоциировать Яновского с ним не стоит. Каждый роман имеет основу в пережитом - в этом суть писательства. Не менее важно, однако, переосмыслить события, взглянуть на реальность под новым углом. Вместе с героем книги мы проходим знаковые события эпохи: застой, перестройка, путч, Майдан.
Новый роман - попытка увидеть происходящее глазами музыканта и понять: там, где слова бессильны, есть ли что сказать музыке? Как воспримет диссонансы нашей жизни человек, знающий о гармонии больше других?
Чтобы помочь читателю найти ответ, повествование предлагает два временных среза - прошлое и настоящее. В отличие от «Лавра», в «Брисбене» нет скачка между XV и XX веками: оба среза романа укладываются в диапазон одной жизни - это прошлое и настоящее героя-музыканта. Однако этот период шире, чем кажется, ведь настоящее всегда тянет за собой прошлое, а прошлое - бесконечно и колоссально.
Вот как автор говорит о названии книги: «К городу Брисбену, как и положено, роман не имеет никакого отношения, иначе я не назвал бы его так. Брисбен – это символ того, что находится на другой стороне земного шара, цель мечтаний, усилий, которая, конечно же, недостижима. Вообще это история современного успешного музыканта, который потерял возможность выступать и ищет новый смысл жизни. Прежде у него все было направлено на успех, на то верхнее «фа», которое он взял, но ему приходится признать, что смысл жизни не заключается в этой верхней точке».
По страницам «Российской газеты»