Литературный вечер к 125-летию М. Цветаевой прошел в библиотеке №1
Что такое Поэт? Какова его роль в мире? Противостоит ли он обстоятельствам или смиряется перед ними? Поэт, как невольник своего дара, как вечный заложник перед временем. Эти вопросы никогда не решаются однозначно. В преддверии 100-летия Октябрьской революции снова остро встают вопросы о взаимоотношении личности и истории, феномена поэтической одаренности и беспощадной действительности, проблем Вечности, всегда стоящих перед большим поэтом и сиюминутных человеческих уступках…
Судьбы поэтов Серебряного века – это Пантеон творческих и человеческих трагедий. Трагедия оставшихся на родине, переживших голод и холод, попавших в жернова сталинских репрессий и эмигрировавших поэтов, постоянно страдающих от тоски по родине.
В преддверии 125-летия со дня рождения великого поэта Серебряного века Марины Цветаевой Городская библиотека №1 провела литературный вечер, посвященный этой дате. Мы уже не единожды обращались к творчеству поэта: читались лекции о жизни и творчестве, анализировались ее поэтические творения и проза, проводились литературно-музыкальные вечера.
Нынешнее заседание клуба «Общение» предоставило нашим многолетним читателям – писателям, художникам, музыкантам, возможность представить нам образ «своей» Марины Цветаевой, сделав это с максимальной душевной независимостью от чужих суждений.
Символом вечера стала кисть рябины.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущие вечера рассказали об основных вехах в жизни Марины Цветаевой - от рождения до трагической гибели, перемежая рассказ чтением стихов и строками воспоминаний о поэте. Затем слово было дано гостям.
Наш постоянный читатель Геннадий Петрович Чеглаков любит русскую словесность. Он не раз принимал участие в литературных конкурсах, проводимых брянскими газетами и становился лауреатом. Наиболее близка ему любовная лирика Цветаевой, чеканность и образность ее поэтического строя.
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую Вас через сотни
Разъединяющих верст.
Брянский писатель Андрей Сазонов выступил с полемическим эссе о творчестве поэта, осудив обывательский интерес к спорным страницам ее биографии. В конце выступления прочитал свое стихотворение:
Растаскивайте нас на строчки,
Порокам своим в оправдание!
Мы – другие. Мы – одиночки,
Обреченные на страдание…
В своем выступлении литературный критик, член Союза Российских писателей Евгений Потупов дал разносторонний и глубокий анализ влияния поэзии Марины Цветаевой на последующие поколения поэтов. Он отметил, что Марина Цветаева была любимейшим поэтом «шестидесятников», творчество которых он блестяще знает и с многими из которых был знаком лично. В Елабугу, где она в августе 1941 года ушла из жизни, «поэты-шестидесятники» ездили как в литературную Мекку. Евгений Васильевич прочитал стихотворение Е. Евтушенко «Елабужский гвоздь». Как человек энциклопедических знаний и библиофил Евгений Васильевич на протяжении всей жизни собирал поэтические сборники Марины Цветаевой, газетные и журнальные публикации о ее жизни и творчестве. Часть из них он любезно предоставил библиотеке для книжной выставки «Жизнь в параллельных мирах».
По ним можно проследить, как менялся со временем интерес к творчеству поэта, уходило наносное и фальшивое, оставалась суть глубокого философского осмысления жизни. На выставке среди цветаевских книг лежало дореволюционное издание – томик А.С. Пушкина, любимейшего поэта М. Цветаевой, которого она воспринимала как поэтический и духовный ориентир.
Евгений Васильевич Потупов дал новое направление в нашей беседе о творчестве поэта. Он рассказал о том влиянии, которое оказывает то или иное произведение Марины Цветаевой на человека, о той разнице, которая приходит с возрастом, когда начинаешь постигать всю глубину цветаевского поэтического мира. Для него таким произведением стало широко известное стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…».
Иногда поэзия приходит к нам опосредованно, незаметно, в вещах, казалось бы, самых бытовых и обыденных. Михаил Михайлович Филонов, наш давнишний читатель, написал замечательную книгу о травах, цветах, кустарниках и деревьях. Почти к каждому разделу о растении дается эпиграф из стихотворения. В этой книге нашлось место и стихам Марины Цветаевой.
Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена,
Зеленее, чем плесень на чане!
Зелена, значит лето в начале,
Синева до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!
Казалось бы, что роднит написанную живым, увлекательным языком энциклопедию растений и поэзию Цветаевой? А роднит любовь ко всему живому! Пристальное внимание к каждой травинке, каждому дереву, каждому кустику, выраженное по-разному, но с нежностью и пониманием природы, как божественного храма.
Наш вечер украсило выступление дуэта из Брянского колледжа искусств – Анастасии Ткачевой (классический вокал) и Ольги Лашко (гитара).
Поэзия – дело молодых. Только они со всей свежестью чувств способны понять то, что вложила в свои стихи юная Марина, написав в 1913 году «Генералам Двенадцатого года» на пике своей любви к Сергею Эфрону. Этот романс трогательно исполнила Анастасия Ткачева. «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915) - произведение достаточно популярное, но каждое поколение находит в этих строках что-то свое, заново восхищаясь ими, снова и снова открывая для себя мир поэзии великой Марины Цветаевой.
Завершился вечер чтением пророческого стихотворения молодого поэта, написанного в Коктебеле в 1913 году:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт.
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.