Новой, второй по счету, книги Гузель Яхиной, безусловно, ждали. Её первый роман «Зулейха открывает глаза» оказался самым ярким дебютом последних десятилетий, когда никому не известный до этого писатель после выхода первой книги «просыпается знаменитым».
Такой успех окрыляет писателя, но и настораживает его критиков. Не стоит ли за ним какой-то «заговор», не является ли этот успех результатом не столько писательского таланта, сколько удачной пиар-кампании? Поэтому можно не сомневаться, что второй роман Г. Яхиной вызовет повышенный интерес как своего рода проверка на прочность таланта. Недаром об этом специально пишет в предисловии к роману известная переводчица Елена Костюкович: «Второй роман ещё ярче, увлекательнее, честнее первого. Обычно случается наоборот. Яхина снова удивила нас».
Действительно второй роман не уступает первому ни по своим художественным достоинствам, ни по отчетливости заявленной темы, ни по любым другим критериям. Новый роман совершеннее первого.
Яхина нашла свою тему – это очевидно. Эта тема пусть и не новая, но вечная. Маленький Человек в Большой Истории. В первом романе – молодая татарка Зулейха, семья которой была «раскулачена» в годы Большого Террора в деревне.
Во втором романе – поволжский немец Якоб Бах, учитель в русской немецкой колонии Гнаденталь. Первый роман был посвящен бабушке автора, второй – дедушке, что говорит о том, что здесь Яхина продолжает автобиографическую линию, пишет не просто романы, но и историю своих предков. Это сегодня востребованный жанр не только в России – семейные саги стали популярны везде.
Действие романа разворачивается неторопливо, но стиль автора при этом очень динамичный. Парадоксальное сочетание внешней как бы заторможенности развития действия и психологического напряжения, создаваемого яркими и сочными деталями, внутренними монологами, игрой с перекличкой пейзажа, интерьера и состояний души – прием, который Яхина использует мастерски и в новом романе доводит его до стадии совершенства. Но то, чего не заметит читатель, может заметить критика. Это совершенство в какой-то момент оборачивается своей не лучшей стороной – автоматизмом приёма.
В новом романе тоже затронута тема репрессий. Но, к чести автора, она не сделала её центральной и отнесла в самый конец и даже – что дерзко для художественного романа – в комментарии к нему. А вот главную тему – самостояние маленького человека в споре с Большой Историей – автор развивает убедительно и заставляет сопереживать герою даже самого осторожного читателя.
В конце прочтения понимаешь главное. Сила романа – в любви автора к своему скромному герою, иррациональной и потому пронзительной. И эта пронзительная любовь в новом романе не слабее любви Яхиной к Зулейхе. А читатели любят за любовь…
Так что очень может быть, что мы имеем дело с новым бестселлером.
По страницам «Российской газеты»