Роман Майкла Крайтона удивил всех.
Имя Майкла Крайтона ассоциируется, прежде всего, с кино- и теле блокбастерами: «Штамм «Андромеда», «Парк Юрского периода», «Мир Дикого Запада», «Скорая помощь» и пр. Оно знакомо даже многим из тех, кто не очень дружит с регулярным чтением. При этом у него множество поклонников именно как у талантливого беллетриста, а не просто создателя блокбастеров. Роман «Зубы дракона» удивил и фанатов, и тех, кто привык рассматривать писателя в качестве автора оригинального, но все же чтива. Он неожиданно показал, что Крайтон был, не так прост и мог создать работу, скорее претендующую на большую литературу, чем относящуюся к типовым бестселлерам. Претендующую саму по себе, без откровенного умысла автора.
«ЗУБЫ ДРАКОНА» писатель сочинил ещё в 1974 году, однако не издал, возможно, именно потому, что это совсем не «фирменный», «классический» Крайтон, творец «Парка Юрского периода» (первым подступом к которому и послужили «Зубы дракона»), сценарист и режиссер «Мира Дикого Запада», вышедшего на экраны за год до окончания работы над романом. Лишь после его смерти произведение достали из архива и довели до публикации. В основу повествования положены некоторые события Великой гонки за динозаврами (она же - Костяные войны 1870-1890-х гг.), противостояния американских ученых Эдварда Копа и Гофониила Марша в те времена, когда палеонтология только начала формироваться как наука. Студент Йеля Уильям Джонсон в 1876 году по глупости заключает пари и отправляется на богатый легкодоступными останками животных Дикий Запад, присоединившись последовательно к экспедициям обоих упомянутых охотников за костями динозавров. Легкодоступными, то есть вышедшими на поверхность из своих геологических слоев, этим легкость и доступность исчерпывается. Все остальное совершенно не способствует поискам: война правительства против индейцев, враждующих друг с другом, разгул бандитов, немилосердная природа пустошей, огромные стада бизонов, коих вскоре не станет. При этом палеонтологи по-настоящему творят историю науки. Автору удалось выпукло показать эти противоречия между учеными и указать на мнимую парадоксальность такой ситуации.
"Зубы дракона" имеют собственный стиль: по-крайтоновски остросюжетный и динамичный, но при этом сверхкомпактный, рубленый, телеграфный в хорошем, хеменгуэевском, смысле. Книга полна меткого юмора. Все персонажи написаны очень крупными, но точнейшими мазками, гармонично сочетающимися и моментально создающими объемный образ. Даже те, кто едва появляются на страницах или вообще фигурируют лишь косвенно, оставляют глубокое впечатление: мормоны, гнусный магнат Виндербильт, герои гражданской войны генерал Шерман и подполковник Кастер, считающие, что индейцев «надо всех убить или сохранить как расу нищих».
Лаконичная манера, малый объем и крайняя простота «Зубов дракона» не помешали автору вложить туда удивительно много и, по сути, создать запоминающийся и правдивый портрет США той эпохи, что принято называть «позолоченный век» (1870-1890-е гг.). По форме книга во многом вестерн, но абсолютно без характерной для него «развесистой клюквы», напротив, с высмеиванием её. На острый, напряженный сюжет писатель жирным пунктиром кладет ёмкие социально-исторические характеристики. Он не останавливается перед тем, чтобы назвать войну против индейцев геноцидом, слово не произнесено, однако всё ясно и без него. Он отбрасывает стереотипный образ индейцев и пишет о них без прикрас. Он кратко, но верно и увлекательно излагает самую суть споров сторонников теории эволюции и её противников, как из числа ученых-естественников, так и просто религиозных людей.
Книга подойдет всем, начиная с подростков и заканчивая старцами, будет однозначно прочитана залпом за короткое время и при этом обогатит интересными и правдивыми знаниями об эпохе.
По страницам «Учительской газеты»