В новой книге Сергея Шаргунова перед нами портретная галерея, все изображения которой связаны определенным сюжетом. Его можно определить местоимением «свои». Здесь и предки, родители автора, и он сам – уже зрелый состоявшийся человек, будто определенный узор, выведенный плетением предшествующих судеб. Здесь же и его любимый писатель Валентин Катаев, который также самым серьезным образом, и не всегда очевидным, повлиял на этот узор. «Свои» - это москвич Илья, погибший на Донбассе, и герой рассказа «Полоса», спасший пассажирский авиалайнер.
В своей книге Сергей Шаргунов ищет переклички собственной линии судьбы с предками, ощущает ее предобусловленность. Род – это то, что не растрачивается, а складывается в некий дом. Автор-герой пытается проникнуть за внешнюю оболочку реальности, постигнуть истинный реализм, причинно-следственную связь вещей, узор мироздания.
Шаргунов утверждает идею целокупности, что «все связано взаимно…». В этом главная философия сборника, заключающаяся в поиске мистических связей и переплетений судеб, общих нитей, из которых складываются замысловатые узоры. Так происходит переплетение судеб и звучит эхо рода, производящее особую музыку. Так синтезируется понятие «свой».
Эти нити Шаргунов сознательно материализует, например, в образе ложки, которая становится медиатором поколений (рассказ «Правда и ложка»). Огромная и значительная история заключена в простом. Ее «алхимический сплав» - узелок судеб, который автор пытается дешифровать. Та же мифическая ложка «соединяла меня через одно пожатие с предками…». Его предок Борис Герасимов с луком и стрелами из веток в 1914 году «отправился спасать Россию». Схожим образом и Сергей Шаргунов был у Белого дома в октябре 1993-го.
Рассказ «Правда и ложка» посвящен жене автора Анастасии Толстой, ведь здесь также идет поиск перекрестий их судеб. Через многие годы шаргуновское юношеское задорное с вызовом «ура!» обретает совершенно новую тональность и преображается в возглас, которым встречают новобрачных. Через этот брак автор породнился с линией Толстых, есть здесь и намек на Анастасию Цветаеву, подарившую ему образок Сергия Радонежского…
Промыслительный смысл во всем, чтобы его осознать, необходимо вглядеться в реальность особым, умным зрением. Говоря о «сложении судеб» родителей, Сергей восклицает: «Невероятное пересечение в одной точке!» Такое же пересечение отмечает и у себя с супругой.
«Свои» - очень личная книга, но в то же время может иметь особый терапевтический эффект и для общества, которое также погружается в историю, пытаясь отыскать там нити своей судьбы, разгадать ребусы памяти и через это разглядеть контуры будущего. Просто надо помнить, что все взаимосвязаны, а среди наших предков есть как белые, так и красные. Это все родня, свои.
Книга разнопланова, многоцветна, как тот самый цветик-семицветик. Есть здесь и «Последнее лето СССР», и следствие распада «Русские на руинах» - сибирский завод-акрополь, где совершают свой подвиг люди с надеждой, что это состояние пребывания в руинах будет преодолено. И четкое формулирование понятия «свой» - рассказ, место действия которого – конфликт на Донбассе. Фигурирует в сборнике и похмельный депутат, который без документов оказался маленьким человеко, делающим шаг к своему освобождению. Появляется и 82-летний Валентин Петрович Катаев, все еще преисполненный любви.
А началось все со связки баранок, вернее, с ложки…