Это мучительная и яркая лавстори человека, будто бы призванного задавать жизни свои вопросы. Человека преимущественно рефлексирующего и остро чувствующего происходящее, а если действующего, то сплеча, наотмашь, в омут с головой. Сергеев, главный герой, после встречи с роковой Ляной бросает свою семью и начинает строить новую жизнь. Строит он ее, условно говоря, «у подножия Везувия», непрерывно задавая вопрос, вынесенный в заглавие романа.
Налицо привычка спрашивать, а не отвечать. Будучи журналистом, Сергеев привык задавать людям, преимущественно звездам, вопросы. Главная его суперстар - Ляна, на каком-то этапе слившаяся с его собственными онтологическими поисками. «Зачем ты пришла?» - единственный вопрос, на который нет ответа.
Наводящие же ответы дают в основном случайные, «не от мира сего», встречные - священники и юродивые. Батюшка отвечает остроумно на вопрос, что такое любовь и как ее найти: «Это она, любовь, должна вас искать. И вообще - почему человек все время обязан искать любовь? Ему что, делать больше нечего? Забот других нет? Пусть берет и сама ищет. Люди-то без нее могут прожить, а она что будет делать, если людей не найдет? Так что вы подумайте. Это ее проблемы. Ключевой вопрос Сергеева универсален, его каждый из нас может задать по поводу любого человека, так или иначе оставившего след в нашей жизни и повлиявшего на нашу судьбу. Но, когда дело касается женщины, некогда близкой и любимой, он приобретает особую остроту и смысл. Ляна вырвала Сергеева из области привычного, из первой семьи, как ловкий огородник выдергивает из грядки морковку. А лучше - условный Мичурин, отрезающий ветку от лимонного дерева и прививающий ее к яблоне, теряющий интерес к результату, как только поймет, что эксперимент удался.
Можно долго дискутировать по поводу того, является ли книга «Зачем ты пришла?», небольшая по объему, романом, как заявлено, но лучше попробовать понять, что новаторского в этом произведении. Современная литература вынуждена мутировать, чтобы выжить. Иной писатель без зазрения совести заимствует логику Интернета, соцсетей, пресловутый скроллинг, нацеленный на сознание современного читателя, не привыкшего углубляться и останавливаться на чем-либо и одновременно нахватанного в разных областях. Богословский, будучи еще и музыкантом, сублимирующим в литературе нереализованные амбиции рок-звезды, фактически записывает пластинку, где первая сторона - событийный ряд от первой встречи до совместной поездки на Синай, где Сергеев сделал предложение, но так и не получил ответа. Вторая - последующие события, нарастание конфликта, которые привели к развязке. Стандартные треки перемежаются с длинными психологическими композициями, вообще характерными для творчества автора. Они выражаются в ирреальных картинках, монологах странных, уже упомянутых ранее героев, через бред или откровение являющих миру истину. Книги Богословского - это почти всегда переплетение философии, снов, музыки, яви, наркотического бреда, секса и, конечно, религии в ее самой неортодоксальной форме, приближающейся то ли к гностицизму, то ли к экуменизму.
И самое важное - Богословский верен собственному стилю, и его уже трудно с кем-нибудь спутать. Если рассуждать практически, то книга может помочь тем, кто запутался в личной жизни, и открыть глаза на то, что они не одни такие.
Кажется даже так: проза Богословского ценна в первую очередь не эзотерическими вывертами, не своей «рок-н-ролльностью», а тем, что показывает подводные течения обыденного, обычно скрываемыми за обертками намерений, слов и жестов, некий сор, который люди обычно предпочитают не выносить из квартир.
Богословский, Р. Зачем ты пришла? - М.: Флюид ФриФлай, 2018.
По материалам «Учительской газеты»