Панорама новостей

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ И ДАТЫ ГОДА просмотр

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ просмотр

100 лет со дня рождения писателя, киносценариста, общественного деятеля Д. А. Гранина Персональная страница

Памятные даты военной истории России


75 лет со дня образования Брянской области
ИМИ ГОРДИТСЯ БРЯНЩИНА: информационные продукты

ПЛАН основных мероприятий библиотек МБУК «ЦСОБ» города Брянска на ФЕВРАЛЬ 2019 г.

Информационные мероприятия в МБУК "ЦСОБ" г. Брянска:


2019-02-20 11:48:35

«Любите ли Вы театр?..»

Библиотечный квилт, посвящённый Году театра, в библиотеке № 14.
Читать дальше.

2019-02-20 10:29:13

«Пусть время быстротечно – поэзия жива!»

Мероприятие к 90-летию М. Юницкой состоялось в библиотеке № 12 им. А. К. Толстого. Читать дальше.

2019-02-20 10:07:37

Машина времени не существует?

14 февраля — Международный день дарения книг. Читать дальше.

2019-02-20 09:47:30

«Курс молодого бойца»

18 февраля сотрудники библиотеки № 15 имени В. Н. Кучера провели для учащихся школы № 63 конкурсно-игровую программу. Читать дальше.

2019-02-18 12:03:41

«Молодёжь выбирает будущее»

 День молодого избирателя в библиотеке № 12 им. А.К. Толстого. Читать дальше.

Рекомендуем к прочтению

Новости права. Информационные мероприятия

Электронные базы правовой информации
Новости


17 февраля — дата Дня молодого избирателя в 2019 году

"Выборы и избирательная система в РФ" презентация

Рекомендуем к прочтению

«Вы вспомните меня когда-нибудь…»

  О книге Бориса Романова «Поэтесса или судьба Евдокии Ростопчиной».- М.: Русский мир, 2017.
            Перевернув последнюю страницу книги, с которой я провела все лето 2018 года, подумалось о том, как важно, когда поэт воскрешает для читателя другого поэта. Я не припоминаю никаких попыток подробного освещения жизни и творчества выдающейся поэтессы XIX века Евдокии Ростопчиной, кроме сопроводительных текстов в энциклопедиях, в словарях и антологиях.
            Борис Романов прежде всего – поэт, тонкий, ироничный, интеллигентный, у него около 15-ти поэтических сборников.  Но при этом он - серьезный литературовед, автор статей и книг о Державине и Тютчеве, о русском сонете и об Александре Блоке, о русской религиозной поэзии и о многом другом. Борису Романову принадлежит монография о жизни и творчестве Даниила Андреева, и он является непременным участником Брянских Андреевских чтений, не раз выступавшем на них с блестящими докладами.
            Но то, что Борис Романов написал книгу о русской поэтессе XIX века – это большая удача прежде всего для самой Ростопчиной, а уж потом для литературоведов и читателей. И то что сам он – поэт, обусловило точную расстановку приоритетов, где главное  – Ростопчина-поэтесса, а потом уж все остальное. Страшно подумать, в какой фарс и пошлость обернулся бы иной подход, при котором на первое место вышли бы любовные похождения прелестной кокетливой Додо, ее романы и страсти на фоне московской и петербуржской жизни XIX века.
            Книга же являет собой пример тщательного, честного и объективного исследования творчества и жизни одной из самых знаменитых писательниц XIX века. В нее вложен огромный труд, биографические материалы тщательно верифицированы, что для сегодняшней пестрой панорамы биографической литературы является редкостью. Биографии зачастую клепаются «одной левой», безо всякой ответственности, без уважения к читателю, которому нередко очевидно, откуда и какой кусок текста позаимствован. Это одна из причин того, что сейчас немного любителей биографической литературы. Порой поражает смелость современных писателей, вольно интерпретирующих как факты биографии, так и сами тексты и убивающее всякую объективность желание навязать читателю почтение к объекту изучения или нечто противоположное. К счастью к книге Бориса Романова это не имеет ровно никакого отношения.
            Но и вопросов возникает много. И самый главный из них – кто это будет читать? По страницам этой книги не сможешь порхать как птичка, она непроста для восприятия, насыщена сложно разветвленными биографическими подробностями, глубоким литературоведческим исследованием.  
            Чтобы легко парить в ее пространстве, надобно уже многое знать не только о литературе XIX века, но и об истории, культуре, музыке, искусстве, быте, родственных и литературных связях. Словом, читатель должен быть подготовленным, иначе в книге «утонешь», ибо она требует определенного умственного напряжения, от которого современный человек шарахается как черт от ладана. И слова больного Александра Блока «Молчите, проклятые книги!» - это, к сожалению, для многих -  жизненное кредо.
            Но если «золотой век» русской литературы представляет для вас незыблемую шкалу ценностей, образец высокой духовности – тогда это ваше чтение, от которого получаешь не только наслаждение, но и огромный познавательный посыл. Эту книгу желательно иметь под рукой, ибо она содержит информацию не только о героине, но и об ее окружении. А это, как сейчас говорят, «на минуточку» сплошные классики – от Пушкина и Лермонтова до Александра Дюма. Огромным массивом фактографического материала автору удалось не «придавить» (что иногда случается в биографической литературе) героиню, а напротив, представить ее живой, остроумной, легкой – то одиноким «мечтательным и хиленьким ребенком», то девицей на выданье – «кумиром всех мотыльков гостиной», то блестящей светской львицей.
             И вдруг все складывается в стройную композицию недолгой 46-летней жизни, столь насыщенную удивительными встречами, страданиями и радостями. И судьба ее предстает то трагической симфонией, то задумчивым рондо, то легким романсом, в которых всегда главенствует чистота намерений, любовь и незлобивость, которую в ней отмечали многие. И с радостью отмечаешь в ее порой тяжеловатых и архаичных стихах «Божьей правды свет». Это поэзия, отличающаяся безупречным вкусом, глубокой мыслью и удивительной женственностью, которая отнюдь не обрекает ее на однообразие и скудность тем, а напротив – расширяет горизонты. Культуру духа, как известно, делает только культура ума, и если это женский ум, то он обогащает творчество особой эмоциональной доминантой.
             Она – поэтесса, и гордо заявляет: «Я женщина во всем значении слова». И именно графиня Ростопчина, а отнюдь не Анна Ахматова, «научила женщин говорить». Ее жизнь долгое время представлялась как легкомысленное бальное порханье, а поэзия ее вскоре после смерти была объявлена реакционной. Все штампы и литературное клише салонной поэтессы книга Бориса Романова развеивает в пух и прах. При этом сама Евдокия Ростопчина отнюдь не претендовала на роль пророка, на то, чтобы по словам Пушкина «в просвещении стать с веком наравне».

                     «Не мне, друзья, не мне венец лавровый…
                      Такая честь не подобает мне…»

             При этом она отличалась искренней любовью к собратьям по перу. Пронзительны ее стихи на смерть Александра Пушкина, глубокой душевной раной стала для нее гибель молодого Михаила Лермонтова, с которым она чувствовала глубокую душевную близость. Поэтесса Евдокия Ростопчина благодаря книге Бориса Романова оказывается намного глубже и значительней наших прежних представлений о ней. Ее творчество – образец аристократической дворянской культуры, не приемлющей безвкусия, сформированной на великих образцах прошлого. Современный читатель до этой планки явно не дотягивает.
             А самое печальное заключается в том, что культура Пушкина, Лермонтова и Толстого - до Блока и Гумилева нет-нет, да и подвергается в очередной раз пересмотру и критике. На чем, дескать, эта махина держалась – на крепостном праве. А почему мы такие бессловесные – а не выбилось из нас рабство. Не могли простить неволи - вот и жгли и пушкинское Михайловское и блоковское Шахматово. Словно великое дворянское сословие не служило, не воевало, не отдавало свои жизни за процветание России! Как пронзительно описана в книге мученическая гибель на Крымской войне под местечком Каркала Андрея Карамзина, с которым Евдокию Ростопчину связывал многолетний мучительный роман. Как страдала она от невозможности оплакать любимого человека, с каким благородством сама выносит себе приговор – «жалеть о нем она не вправе!».  И тут же восклицает: «Не страшно умереть, а страшно пережить!» При этом автор соблюдает удивительный такт и дистанцию при описании глубоких внутренних чувств своей героини.
             Словом, как бы ни была избита эта фраза, но по прочтении книги Бориса Романова испытываешь острое желание перечитать стихи Евдокии Ростопчиной. И перед нами предстает подлинный поэт, пусть и не замахивающийся на постижение бесконечности, но существующий в своем «прекрасном саду», в который попасть может далеко не каждый, но уходить из которого не хочется. В последних строках книги автор недаром упоминает о том, как дорожила томом ее стихов Марина Цветаева, как чувствовала «волну от нее ко мне, от меня к ней».
             Прочитав книгу Бориса Романова, испытываешь щемящую нежность к Евдокии Ростопчиной, поэтессе и женщине, к ее «таланту и страданьям», в которых она ушла из жизни «с молитвой и любовью». И вспомнились ее строки о Михаиле Лермонтове:

                          «И наконец осталась я
                           Одна пред книгой новой.
                           О эта книга!... Для меня
                           Как много в ней родного!»

       И с книгой Бориса Романова расстаться трудно. Кто-то из современных критиков написал: «Если это не о нас, то зачем читать!» Стихи Евдокии Ростопчиной – это, как ни странно, тоже о нас…
       Книга вышла в серии «Русскiй мiръ в лицах». Русский мир XIX века невообразим без дивного лица Евдокии Ростопчиной.

                                                                                 Наталия Пряничникова, библиотека №1 МБУК "ЦСОБ" города Брянска