Виктория Платова всегда стояла особняком в поле пестрого разнообразия рынка дамских детективов.
Первые же романы в этом остросюжетном проекте были ладно скроенными и крепко сшитыми. Они твердо стояли на традициях классического детектива: грамотное развитие сюжета, нагнетание зловещей атмосферы, «подбрасывание» улик в равной степени читателю и тому, кто занимался расследованием, и это далеко не всегда был представитель правоохранительных органов!
Отличительная черта романов Платовой - сочетание мастерски выстроенных сюжетов (сказывается образование сценариста во ВГИКе) и замечательного литературного слога, более щегольского и интеллектуального, чем требует массовый жанр детектива. И богатая культурологическая подложка: интриги раскручиваются вокруг пишущихся романов, снимаемых фильмов, пропавших картин, преступных творческих порывов и порочных представителей богемы, тексты сдобрены обилием аллюзий, реминисценций, апелляций к культовым символам из мира искусства, чаще всего к кинематографу, который автор знает досконально. Все это придало автору индивидуальность, не проходящую с годами и романами.
«Ловушка для птиц» - четвертый роман Платовой в этом формате. Следователь Сергей Брагин и лейтенант-опер Паша Однолет распутывают двойное убийство. Сначала в рейсовом автобусе на сиденье обнаружили труп девушки, умело заколотой ножом так, что ни соседи-пассажиры, ни «разведчик-профессионал» - кондукторша - не заметили ничего подозрительного. Расследование приводит молодого оперативника не совсем законным путем (в этом особая реалистичность!) в квартиру, из которой вышла погибшая. В квартире полицию ждет труп Филиппа Ерского - скрипача первой величины - нагишом и с пулевыми отверстиями в груди и голове. В отличие от девушки из автобуса, почти все следствие проходящей как Неизвестная, этот персонаж слишком известен в культурных сферах, и внимание сосредотачивается на нем. Но Брагин в поисках, где Неизвестной умело, набили фантазийную татуировку, находит тату-салон Ники Селейро, а в нем на стене - картину с двойным дном. «…Репродукция любопытная, с какой-то старинной картины, немецкой или голландской: изгиб замерзшей реки, зимние забавы на ней. Заваленная снегом деревушка, прилепившаяся к реке. Деревья, что вплелись в деревеньку; дети, птицы». Он видит и скрытый смысл картины: «…он сразу же нашел ловушку для птиц, довольно грубо сработанную: снятая с петель дверь, уложенная на снег под углом градусов в тридцать и подпертая палкой. Плюс зерно, которое рассыпали под дверью».
В исходе подобная примитивная ловушка сработает и «придавит» злоумышленников.
«Ловушка для птиц» - очень платовский детектив: по дислокации истории в Питере, по богатому культурологическому декору, по душевным метаниям следователя Брагина. И по практике заканчивать книгу, точно тормозить в пол на красный свет: за пять листов до конца еще выясняются дополнительные обстоятельства, а на последнем объявляются и заказчик, и исполнитель убийства, и его первопричина. И по тому, что истоки зла коренятся в давнем детстве героев, которое оказывается общим (семейная тайна как двигатель сюжета характерна для Платовой). И наконец, по «эксплуатации» хорошо работающих образов: гений, полный злодейства, человек, обладающий особым знанием, татуировщица-андрогин, сочетающая мужское и женское начало. Все эти персонажи уже встречались у Платовой под другими именами. Читателю «Ловушки птиц» явится пример крепкой профессиональной работы.
Что ж, уйдя от тяги к поиску новых форм и вернувшись к испытанным лекалам детектива, Платова утратила прелесть новизны и толику интересности? Основное достоинство «Ловушки…» - язык, оставшийся на должном уровне. Ах да, и еще то, что убийца не шофер.
Платова, В. Ловушка для птиц / В. Платова. - М.: Эксмо, 2018. -384 с.
По материалам «Учительской газеты»