Книгу «Записки учительницы» Татьяны Мирной с подзаголовком «Классные уроки жизни», где «классные» зачеркнуто, но заметно, можно понимать как угодно: то ли уроки даются не только в классах, то ли уроки очень хорошие, но автор слегка стесняется это подчеркивать. Во вступлении автор говорит: «… дорогой читатель! Ты читаешь книгу учителя-блогера.
Учителем русского языка и литературы небольшой сельской школы на Ставрополье я была 34 года, а блогером стала 4 года назад. … Пишу о том, что удивило, поразило, восхитило, остановило, заставило прислушаться и задуматься».
Возможно, в блоге учителя содержится какая-то эксклюзивная информация о современном образовании из первых рук и мимо нее нельзя пройти? Да, в «Записках учительницы» есть раздел «О школе и воспитании». Но он гораздо больше о воспитании, чем о школе. Учительница описывает различные эпизоды, когда родители так-то себя повели с детьми, и задается вопросами, правильно ли они поступили. Примеры она приводит, нуждающиеся не в дискуссиях, а в однозначных ответах: отругали ребенка при чужих людях, накричали на него вместо объяснения ошибки, не хвалят, чтобы лучше старался… Режет глаз заголовок «Быдло-мамаша и быдло-ребенок» в одном месте, формулировка «придурочные родители» - в другом, оскорбительный мем «яжемать» - в третьем. Вроде бы все по ситуации: одна мамаша устроила драку в кафе с другой за то, что повздорили их дети, другая не остановила мальчика, поехавшего на велосипеде по пешеходному переходу на красный свет… А все-таки из уст человека, призванного сеять разумное, доброе, вечное, такие «обзывательства» звучат дико. А «придурочные» - все родители, которые не согласны с учительской стратегией (в блоге это называется «нападки»). Многим представляется, что большой учительский стаж обратно пропорционален вежливости и такту, увы, Татьяна Мирная это подтвердила.
Что же касается образовательного процесса, в книге он освещен скудно. Мирная признает такие его издержки, как: дети и родители вынуждены зарабатывать «стимулирующие баллы» учителям, выполняя множество заданий не по программе и проектов; учителя сами разрабатывают свои программы, в итоге одни задают слишком много, другие - почти ничего, а дети классу к восьмому отвыкают делать домашние задания. Несмотря на школьную форму, бедность и богатство учеников все равно заметны по планшетам и прочим гаджетам. К бедным в классах относятся соответственно; существуют дети, к которым учителя относятся хуже, чем к их одноклассникам, детям не понять, за что; практика подарков учителям действует, и педагоги часто недовольны подношениями - то букет недостаточно красив, то глобус слишком мелкий. Мирная в большинстве вопросов стоит на позициях защиты учителей. Ожидать иного от педагога-блогера (особенно работающего) было бы наивно.
Несколько постов Мирная посвятила «общественно полезному труду», проводя мысль, что дети должны участвовать в облагораживании школьных площадей и территории, а то, что это сейчас не обязательно, неправильно. «Но ведь кто-то же должен убирать школьный двор, кабинеты и коридоры школы? Кто? Учителя? Родители? Технички? А что тогда будут делать дети?» Учиться, разве нет?.. А полы в классах должна мыть именно техничка, чья должность имеется в штатном расписании. А двор мести - дворник. И он в штатном расписании указан. А вот если дворники и технички числятся и зарплату получают, но не работают, а их функции приходится выполнять детям, это повод для проверки школы.
Татьяна Мирная с пиететом относится ко всему советскому и то и дело ностальгически вспоминает, как «раньше было лучше». В школах воспитывали, а не просто обучали, поводом для гордости были личные заслуги учеников, а не дорогой айфон; жизнь была намного нравственнее, а девушкам в мужском обществе было намного безопаснее.
Мирная в своем блоге людей учит. И отнюдь не только в школьном разделе. Львиная доля книги - «семейная психология», зарисовки из собственной замужней жизни и истории знакомых. Вразумляющий тон в них часто взят уже на уровне названий: «Как надо любить», «Только жены-дуры говорят эту фразу», «Главное, что поможет сохранить брак», «Красотка не должна падать». Также присутствуют советы желающим удачно жениться или выйти замуж, рекомендации, какими должны быть идеальные жена и муж. Некоторые посты заканчиваются вопросами автора: «А вы как считаете, друзья?», «Что можно посоветовать Свете?», «Как объяснить?», «Как научить?», но они выглядят педагогическим приемом.
Сложно понять, почему пост «Заигралась так, что не заметила, как муж ушел» заканчивается призывом: «…Надо просто жить. Любить, заботиться, верить, доверять…, но только не перевоспитывать. Никого и никогда». Он как будто противоречит всему дискурсу книги. Но, возможно, учительница со стажем искренне верит, что она никого не перевоспитывает. Она просто знает, как надо, и всем говорит!..
Мирная, Т. П. Записки учительницы. - М.: АСТ, 2018.- 352с.- (Звезда соцсети).