Чулпан Хаматова, Катерина Гордеева. "Время колоть лед" М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018
Две элегантные столичные дамы в расцвете сил и дел, две задушевные подруги и коллеги периодически встречаются, чтобы вспомнить пережитое и поговорить о важном. Обе они - приехавшие завоевывать столицу провинциалки, обе успешны и знамениты, каждая в своей области, обе - благотворительницы. Но при этом одна из них - знаменитая трагическая актриса, другая - социальная тележурналистка. И поэтому в какой-то момент она включит диктофон и начнет их разговоры записывать. А мы сейчас эти записи, расшифрованные и обработанные, читаем. И узнаем из них не только то, как юная и хрупкая Чулпан работала в девяностые дворником, а Катерина - работала с Листьевым, то, что их обеих связывает с Кириллом Серебренниковым, но, что гораздо важнее, то, как обе они изживали советизмы, становились по-настоящему свободными людьми, что и позволило им добиться всего остального.
Вячеслав Недошивин. "Оруэлл. Неприступная душа" М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018
Написать по-русски 750-страничную оригинальную биографию британского писателя Оруэлла - идея, на первый взгляд, странная; но, с другой стороны, понятно же, что в СССР памятников Карлу Марксу сооружено несоизмеримо больше, чем на родине чудаковатого немецкого экономиста и социального философа, и понятно почему. То же самое и с Оруэллом. Разумеется, история "Скотного двора" и "1984" - это очень "наша" история. А Оруэлл - очень "наш" автор. И не только потому, что пишет про "тоталитаризм". Английского колониального джентльмена Джорджа Оруэлла связывали с советской и досоветской Россией множество видимых и невидимых нитей. Которые опытный сочинитель Недошивин тщательно распутывает и нанизывает на биографический стержень своего повествования. И, главное, показывает при этом: страшный мир оруэлловского гипотетического 1984 года - это не только и не столько мутация "сталинского СССР"; в середине XX века мухой тоталитаризма был укушен весь мир. И Оруэлл - трагическая фигура, потому что, как датчанин (и в то же время его земляк) Гамлет, пытался собственною кровью склеить распавшуюся связь времен.
«Джордж Оруэлл. Неприступная душа» – это не только подробнейшая биография английского классика, не просто увлекательный рассказ о его жизни и книгах, о его взглядах и его эпохе, – но и, в каком-то смысле, первый его «русский портрет». О русской женщине, в которую был влюблен, об офицере-эмигранте из России, спасавшем его в Париже, и о фронтовом друге-петербуржце, которого, напротив, спасал в Испании уже сам Оруэлл, о дневниках писателя, исчезнувших в подвалах Лубянки, и о переписке с СССР, которую обнародовали у нас лишь в девяностых…
Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из лондонского архива писателя, многие из которых публикуются в России впервые.
Саймон Столенхаг. "Электрический штат" пер. с англ. Л. Таулевич М.: Эксмо, Likebook, 2018
Отнести этот постапокалиптический киберпанковский роман к разряду "графических" - предсказуемо, но не совсем корректно. Потому что слова и фразы, весьма обширные, здесь не вставлены в яркие цветные картинки, а сопровождают их на широких полях, являясь маргиналиями в прямом смысле слова и образуя весьма насыщенное повествование. В его центре - девушка, которой во что бы то ни стало надо добраться до Западного побережья пережившей опустошительную войну Америки. Кстати, действие романа, написанного-нарисованного шведом Столенхагом в 2017 году, отнесено к 1997 году. Так что перед нами не столько постапокалиптический роман, сколько "альтерапокалиптический".
Один из интереснейших шведских художников современности Саймон Столенхаг создал удивительную историю о мире после техногенной катастрофы.
США, 1997 год. Девятнадцатилетняя девушка вместе с маленьким желтым роботом путешествует по выжженной американской земле. Ее путь пролегает через пустыню Мохаве, горы и Калифорнийскую долину в маленький городок Пойнт-Линден, где она надеется найти того, кого давным-давно потеряла.
Мир больше не тот, что прежде. Когда появились нейрошлемы, люди не придали им особого значения. Эти приборы, которые можно было надеть на голову и улететь в мир грез, были всего лишь игрушкой. Но после шестого обновления что-то странное начало происходить — люди могли днями находиться в нейрошлемах, забывая о еде, воде и своем теле. Они превратились в ходячих, роботизированных зомби — и больше не хотели жить без нейростимулятора. Так и умирали — без питательных веществ тела усыхали или с ними происходило кое-что похуже. По сути, человек был уже мертв физически, а нейрошлем питал лишь мозг.
Искусственный разум начал господствовать и управлять людьми, а затем создавать своих существ из металла и биоматериала. А люди утратили репродуктивную функцию. Человечество начало вымирать.
Художник умеет погрузить в выдуманный антиутопический мир, предлагая читателю три взгляда: сверху — каждая глава отделена масштабной картой; со стороны — мы видим, как героиня передвигается по локациям и что происходит вокруг нее; от первого лица — особо жутких чудиков полулюдей-полуроботов мы также видим через стекло машины, как будто сидим в автосалоне вместе с главной героиней и вместе с ней переживаем апокалипсис. «Электрический штат» — отличный роман-антиутопия, завораживающий читателя и на уровне текста, и на уровне иллюстраций.